Вход или
Регистрация

Рыбалка во Франции. Репортаж из французской глубинки.

Репортаж из французской глубинки.

Французская деревня отличается от нашей. Здесь нет заброшенных и разрушенных коровников, разномастных заборов, скорее напоминающих военный тын, покосившихся убогих хат и страшных своим безысходным видом магазинов… Зато, здесь есть виноградники, ухоженные поля и тучные коровы, отличные дороги, чистенькие отделения банков, добротные школы и современные супермаркеты… Вот чего здесь, похоже, нет – так это замков! Нет, нет! Замки есть и даже много, а вот замков нет. По крайней мере, месье Лоран, к которому мы приехали на рыбалку, дверей своего дома не закрывал, а ключи от машины оставлял в замке зажигания. Разве, что один раз, видя мое недоумение, снял кепку и повесил ее на ключи, которые так и не вынул… Французские крестьяне, похоже, не знают, что такое ватник и старые армейские штаны. Но резиновые сапоги, засаленные куртки, потертые джинсы и заношенные свитера у них в почете. Вино французские крестьяне пьют с удовольствием, носы их от этого краснеют, а полки их сельских магазинов уставлены рядами вин, цены на которые начинаются чуть ли не от 1 Евро! А еще в «сельпо» можно купить массу свежайших полуфабрикатов и деликатесов.

Ну да Бог с ними, с крестьянами! Мы же приехали на рыбалку, а район Тулузы, где живет Лоран Пик, друг детства Патрика Себиля, создателя одноименной марки воблеров, изобилует озерами. В радиусе часа-полутора на машине от дома Лорана, их наберется свыше дюжины. Есть совсем небольшие, а есть огромные, как озеро Перлу. Да и рыбы в озерах водятся изрядные, о чем свидетельствует чучело щуки весом в 19,4кг., выставленное в местном рыболовном магазине!

Французы, по крайней мере, рыболовы - странные люди. Месье Лоран долго выбирал благоприятное время для нашего приезда и, таки, выбрал!  Наступила зима и погода стояла такая, что хороший хозяин своего французского бульдога из дома не выгонит. На воде действительно холодно – температура не выше +2С, ветер, волна, дождь.

Вставали на рыбалку мы затемно. Позавтракав на «французский манер»: круассан и чашечка кофе, мы мчались на озера. Лоран, внешне флегматичный, спокойную езду не приветствует и тормозит только при «подлете» к знакам, предупреждающим о том, что впереди установлена камера наблюдения за скоростью. Все эти камеры, он, конечно, знает наперечет. Надо сказать, что дороги здесь, хоть и асфальтированы, но прямых участков на них практически нет: сплошные повороты. Встречные машины – редкое явление. Именно из-за этого и происходит большинство аварий: забываясь, вы выезжаете на середину дороги, а тут, из-за поворота, встречный селянин… Зато через дороги, буквально толпами, бегают дикие кролики. Вдоль дороги пасутся косули, в кустах хрюкают кабаны! Идиллия!

Итак, утро первое: подъезжаем к озеру. Асфальтовая дорога идет прямо в воду, но вместо асфальта заканчивается специальным шершавым бетоном с камушками (чтобы колеса у машины не скользили). Мы, не запачкав ног, без всяких проблем ставим катер на воду. Якоря в лодке нет, зато моторов я насчитал целых три: один бензиновый – для рыбалки на дальних расстояниях, и два электрических: на корме и на носу (с педальным управлением) - для подруливания.

Садимся в лодку и идем на заранее известные Лорану места. Погода отличная, утренний туман рассеялся, и стали видны берега, на которых живописно раскиданы очень симпатичные домики. Тут нас немного развеселил Лоран: указывая на домики, он неожиданно выкрикнул слово «Дача» – откуда он узнал это слово он и сам не помнил.

Из-за холодов вся рыба свалила на ямы, благо в местных озерах они в изобилии. Средняя глубина озер – 20метров, но бывает и до 40, что для российского рыболова, согласитесь, непривычно.

На первой точке глубина 18-20 метров. Ловить начинаем со дна ратлинами фирмы “Sebile” Flatt Shad. На этой же точке встречаем друга Лорана, который уже час как на рыбалке и, к сожалению, пока без рыбы. Забегая вперед, скажем, что и мы в этот день остались ни с чем. Хотя испробовали все: ловлю на глубине, на отличных бровках, прибрежную ловлю в коряжнике и.т.д., но французская рыба категорически отказывалась клевать. Видимо, мстила за поражение Наполеона в 812-м году.

Под конец дня встречаем лодку с двумя рыболовами, со всех сторон украшенную наклейками “Sebile” и узнаем что это спортсмены, выступающие за марку “Sebile”. Воистину, нет рыбе спасения от Себиля! Из их разговора с Лораном я понял, что спортсмены практически повторили наш маршрут и сейчас направляются на мели с глубиной не более метра.

Уже поздно вечером раздался телефонный звонок, и Лоран с кем-то очень долго обсуждал  прошедший день. Оказалось, что звонил один из рыболовов команды “Sebile” и поведал, что уже почти в сумерках, им удалось поймать щуку 75см длиной на «Magic Swimmer 165мм» и случилось это на глубине 1 метр. Тут стоит отметить, что европейцы меряют рыбу не килограммами, а сантиметрами. Вот, черти не русские!

Ну что же! Рыба досталась им, а вкусный ужин – нам. Мы думали, что Лорану просто нравится готовить, но оказалось, что по профессии он - повар. Под его умелыми руками экологически чистые продукты из местного сельпо превращались в восхитительные блюда, ну а в добром красном вине, у французов недостатка не было никогда.

Тихая, черная ночь, разливалась за окнами. В теплых стойлах мычали коровы. Мы сидели  во французской глубинке, вдали от туристических маршрутов, в старинном каменном доме, на фронтоне которого стояла дата «1842» и поколения французских крестьян с недоверием взирали на нас из-за древних, поросших мхом стен. Успокойтесь, мы не казаки-разбойники, мы только рыбку половить приехали…

На второй день мы отправились на другое озеро, славящееся обилием судака и, к нашему несчастью (о чем я поведаю ниже), карпа.

Озеро восхитило нас! Сказочная красота: берега - сплошные отвесные скалы, на которых тут и там прилепились крохотные каменные замки когда-то гордых рыцарей, давно канувших в небытие. На склонах, в звенящем воздухе, стоял «прозрачный» лес и все вокруг, казалось, наполнено было песнью об удалой жизни прежних хозяев этих мест, закованных в латы, которым недосуг было заниматься таким пустячным делом, как рыбалка.

Озеро было безумно закоряженным, каждый второй заброс заканчивался «мертвым» зацепом и приходилось постоянно использовать самодельный отцеп Лорана. Кстати, по этой же причине, самоделки приносят Лорану приличный, не облагаемый налогом, доход, «разлетаясь» по 15 Евро за штуку. Стоимость своих отцепов Лоран мотивирует высокой стоимостью воблеров во французских магазинах: тот же SEBILE стоит не менее 18-20 Евро (свыше 700 рублей).

Первая половина дня прошла без единой поклевки, и первоначальный настрой наш стал угасать. С такими же уловами по берегам сидели «карписты» как их с ухмылкой называл Лоран.

Как оказалось, спиннингисты также любят «карпистов», как в свое время галлы любили римских завоевателей. Большинство французских озер неширокие и случается, что спиннингисты, своими глубоко ныряющими приманками подцепят, вместо судака, снасти любителя карпа. Миролюбивый спиннингист готов отпустить пойманный бойл на место. Даже отбуксировать его еще подальше, но «карписты», обозленные тем, что кто-то прервал их многочасовую дрему, жаждут французской сатисфакции. Происходит кидание камнями (благо опыт заброса бойлов есть), как из пулемета сыплются непереводимые французские выражения...

В понуром настроении, да еще обруганные «карпистами», мы отправились на последнюю точку, и как оказалось, не зря.

На этот раз ловили в 10 метрах от берега, где нашли  перепад глубины с 15 на 17м.

Слабая поклевка у Лорана вселила в нас надежду, и мы решили остаться на этом месте подольше. Следующий удар у Алексея, и мы слышим: «Рыба»! Это был наш первый судак, пойманный во Франции!  Пусть он и не оказался трофейным мы были ему очень рады.

Я решил попробовать половить в отвес на ратлин, причем по совету Лорана не дергал кончиком удилища, а всего лишь очень плавно приподнимал приманку на 2-4см от дна и мягко опускал. Так как лодка немного дрейфовала, таких движений было вполне достаточно. По словам Лорана, подобный способ ловли иногда очень результативен, особенно, когда рыба не активна и не обращает внимания на сильные колебания приманки. Получается следующее: ратлин (или джиг) легонько колышется  на дне и судак, подходя к нему вплотную, не атакует стремительно, а как бы всасывает приманку. Такие поклевки, как правило, очень уверенные и практически без сходов, т.к. рыба глубоко заглатывает приманку.

Пока Лоран преподавал мне этот урок, я почувствовал поклевку, причем это был  как раз не удар, а резкая потяжка. Судак оказался на редкость боевой и приятно сопротивлялся, «на глаз» в нем было 3,5кг. Так, до конца дня мы и оставались на этом месте и поймали в общей сложности 9 очень даже приличных судаков.

После поимки и бережного освобождения от крючка, вся рыба была отпущена. Лоран сравнивает это с тем, как если  бы вы с друзьями собирались каждые выходные, играли в футбол, и каждый раз, после забитого гола, прокалывали мяч.

После столь удачного дня, вся обратная дорога прошла в разговорах и обсуждении планов на следующий день.

На следующий день Лоран предложил ехать на «дикое» озеро, славящееся своими огромными судаками и не менее крупными окунями, вес которых доходит до 3,5кг. В одну из рыбалок Лоран поймал там 6 окуней и еле дотащил по обрывам до машины: они потянули почти на 13кг! Причина сказочного изобилия этого озера в том, что к нему не существует не только подъезда, но нет и подхода. На озеро невозможно спустить лодку, зато нет ни «карпистов», ни спиннингистов. Но Лоран хитрый, Лоран знает подход, а его друг давным-давно привез туда лодку, неведомым образом спустил ее, и оставил на веки вечные.

Утром мы загрузили в машину электромотор, полную тяжеленного свинца и легких электронов батарею, и выехали… Погода нас уже не радовала: туман, пронизывающий ветер, «собачий» холод, да еще дождь принимался поливать. Стало очевидно, что  сработали проклятья вчерашних «карпистов».

Пара тысяч поворотов по сельской французской дороге – и мы на месте. Здесь мы сразу поняли, почему так мало рыболовов посещают это озеро: почти отвесные берега, и множество полузатопленных деревьев, сдутых оттуда злыми ветрами, насланными, сами знаете, кем.

Хитрый Лоран приезжает сюда частенько и у него все приготовлено, в том числе и наспинная держалка для аккумулятора, в виде рюкзачка. Мы с Алексеем нагрузились мотором, эхолотом и снастями. Спуск дался нам без особых проблем, хотя если ты один, то придется делать несколько ходок, поднимаясь по крутым склонам.

Лодка оказалась такой, которую, как говориться, не жалко и бросить. Но только во Франции, у нас бы её унесли моментально, не взирая на все сложности.

Вместившись в лодочку, не спеша, на электромоторе, выплываем. И тут же попадаем под сильные порывы ветра. В дальнейшем нам приходилось жаться ближе к отвесным берегам, тем самым хоть как-то оберегая себя от пронизывающего  холода.

Первый заброс, и у меня зацеп. В этот момент мы понимаем, что забыли дома волшебный отцеп Лорана, а без него оставить все наши приманки на дне – дело 15 минут. Посовещавшись, решаем следующее: Лоран едет за отцепом,  а мы продолжаем ловить.

Высадив Лорана, плывем на ближайшее понравившееся нам место. Начинаем ловить и, чудом не зацепившись, в течении часа, вытаскиваем несколько судачков меньше килограмма весом, что конечно не плохо, но не за этим же мы приехали на «дикое» озеро!

Услышав свист с берега, видим Лорана, который, как заправский раллист преодолел дистанцию до дома и обратно за 62 минуты и 48сек.!

С отцепом и с Лораном, плывем к точке, расположенной в полусотне метров от той, где мы только что ловили судачков - недоростков. Пока мы с Алексеем раздумываем, с какой приманкой поэкспериментировать, Лоран забрасывает давно проверенный «Flatt Shad» от SEBILE, ждет, когда тот опустится на дно, и тут же подсекает! Спиннинг, что называется, «в дугу». По плотоядной улыбке Лорана становиться ясно, что клюнуло что-то очень приличное. Каково же было наше восхищение, смешанное с легким чувством зависти, когда на поверхность всплыл судак, размером с бревно, из которого известный папа Карло выстрогал Буратину! Как только судак сообразил, что того и гляди станет нашей добычей, последовало несколько отчаянных рывков и нас окатило водопадом брызг. На этот выпад Лоран ответил уверенным захватом судаковой губы липгриппом, хотя рыба отчаянно брыкалась и сопротивлялась. В результате, к нам в лодку попал «малыш» весом порядка 6 кг.

Немного растерявшись от такого трофея, мы похватали фотоаппараты, сделали несколько снимков и, поздравив друг друга, отпустили судака восвояси, в очередной раз следуя незыблемому правилу «поймал – отпусти».

Изрядно нашумев на этом месте, решили двигаться дальше. К сожалению, из-за опостылевшего сильного ветра, мы пропустили несколько перспективных мест, но, так как озеро сильно петляет, то за очередным поворотом вскоре нашли тишину и райское спокойствие. На этом месте ветра не было вообще, и мы решили про себя, что хотим тут остаться, даже если рыбы тут нет, и никогда не будет. Место оказалось интересно и тем, что из воды выступали скалы, а глубина около них была 18-20 метров. От Лорана мы узнали, что это озеро, как и большинство  других – искусственное, образовано дамбами, перегородившими множество маленьких ручейков, в результате чего под водой оказались и старые дороги, и целые лесные массивы. Тут мы еще раз прочувствовали мудрость Лорана, который не пользовался якорем – через каждые 5 минут у нас были зацепы, приходиться постоянно подплывать и использовать отцеп.

Из этого рая мы выловили трёх судаков, заплывших полакомиться яблоками с древа познания добра и зла, да у меня клюнул очень приличный окунь но, к сожалению, он сошел около лодки. Потом, ветер добрался и сюда…

Немного перекусив на маленьком скалистом островке, решили двигаться в обратном направлении, попутно облавливая понравившиеся места. И, первым делом, остановились напротив берега, с которого в воду уходила старая дорога. Кидали под самый берег и вели Flatt Shad так, чтобы он простукивал отрезок дороги и далее сваливался в сторону (как бы на бровку). Отсюда выловили еще двух судачков, одного из которых решили забрать домой т.к. он очень сильно заглотал приманку.

Опять налетел ветер, да и стало постепенно темнеть – было решено двигаться в обратный путь. Дома, Лоран очень вкусно приготовил судака, и в компании с отличным белым вином, получился настоящий праздничный ужин.

Следующим утром мы ожидали приезда Франка Росмана, одного из создателей удилищ SAKURA, который ехал к нам из Бордо всю ночь. Франк приехал на своем рыбацком пикапе, в котором он «в боевой готовности» возит свой арсенал: ящики и коробки со снастями, уже собранные и оснащенные катушками спиннинги… Несколько лет назад, когда он жил в Париже, такой вот «оснащенный» пикапчик у него украли возле дома. Франк долго расклеивал объявления: «Все прощу, только снасти отдайте!». Не отдали. SAKURA уже тогда в цене была.

Встретились на озере, где мы рыбачили в первый день, распределились по два человека в лодку, и я оказался вместе с Франком. Сразу видно, что  Франк - это рыболов высокого уровня. Все у него под рукой, все у него функционально: приманки  по ранжиру аккуратно разложены по коробочкам, коробки в сумочках. В лодке, в заранее продуманном порядке, размещены 4 спиннинга под разные приманки, и, соответственно, разные шнуры. Одет Франк в не продуваемый, не промокаемый и в то же время легкий, не стесняющий движений костюм. Под него поддет свитер с высоким мягким воротником, закрывающим подбородок, на руках перчатки. Помимо прочего, Франк оказался первым из встреченных мною рыболовов, который накинул на руку страховочную веревочку от мотора! Еще он надел какой-то удивительный пояс, сантиметров десять в ширину и два-три в толщину, который оказался самонадувным спасательным поясом!

Но, самое главное, что поражает обычного рыболова в спортсменах уровня Франка  Россмана – это та энергия, с которой они принимаются за рыбалку. Спиннинги только успевали меняться в его руках, воблеры следовали один за другим, варьировались и различные проводки, рассчитанные на разные глубины. Ну, прямо не человек, а рыболовная машина! Подобный напор мы отмечали и у Патрика Себиля, с которым мы провели не одну рыбалку в России. Конечно, за всем этим стоит отличная физическая подготовка и высочайшая техника. Но так «работают» спортсмены: чем больше воды ты «проутюжишь», тем больше вероятность поимки рыбы.

Особенно актуален такой напор, объяснил мне Франк, при сложившихся условиях: холоднокровные щуки и судаки теряют всякую активность в ледяной воде, меньше двигаются, процесс пищеварения у них замедляется, следовательно падает агрессивность. Поймать хищника в таких условиях можно, лишь подкинув приманку к самому его носу, чтобы сработал извечный инстинкт. Да и приманки нужны менее активные, с более медленными движениями.

Видимо понимая, что найти рыбий нос нам не удастся, Франк больше показывал мне различные проводки. Особо мне понравилась техника ловли на SEBILEOnduspoon”. Onduspoon - это медленно тонущая, полая, пластиковая «колебалка», с гремящими внутри шариками. Опускаясь на дно гораздо медленнее, чем металлические блесны, эта колебалка дольше задерживается в горизонтах, где может располагаться хищник, таким образом увеличивая ваши шансы поймать рыбу. Помимо равномерной проводки и проводки с паузами, когда Onduspoon начинает медленно тонуть и волнообразно колебаться, Франк использовал проводку «wolking the dog» и блесна начинала совершать небольшие рывки из стороны в сторону, что более напомнило игру воблера нежели блесны.

Среди полузатопленных деревьев Франк показал мне оригинальную технику заброса: отпустив сантиметров двадцать - тридцать шнура, он начинал, словно пропеллер, вращать воблер вокруг кончика спиннинга. В нужный момент он отпускал леску, и приманка точно ложилась в 12-15 метрах от лодки. Когда кругом деревья - это выход!

А вот другой прием, показанный Франком для ловли кастингом, когда используемый воблер настолько легок, что даже не раскручивает барабан катушки. Вы отпускаете лески несколько больше, чем длина спиннинга и производите посылистый маятниковый заброс. Главное, чтобы должным образом спружинил спиннинг и, буквально, в нужное мгновение отпустить бобину катушки. Словно играючи, создатель SAKURA укладывал, таким образом, воблеры в паре сантиметров от торчащих из воды веток. Мне, без тренировки, удавались забросы лишь вполовину короче и не такие точные.

Опробовали мы и несколько новинок воблеров SEBILE, которые захватил с собою Франк: SLENDER EEL, RATTSLER, FLATT SHAD X-Heavy Sinking.

Slender Eel следует вести твитчинговой проводкой и делать паузы, чередующиеся с беспорядочной подмоткой. На головной части приманки хорошо различимы многочисленные детали, что важно, поскольку приманка используется с большим количеством остановок при нейтральной плавучести. Slender Eel движется, активно колеблясь вправо-влево вокруг свое оси. При определенной сноровке можно добиться, что воблер будет практически танцевать на одном месте и даже совершать повороты на 180 градусов! Такое поведение особенно хорошо, когда надо выманить неподатливого хищника из его укрытия: например, матерую щуку из кустов, или коряжника.

Rattsler настолько изящен, что вызвал мое восхищение при первом же взгляде. Весь такой гладкий, лоснящийся, он напомнил мне маленького, плоского карасика. Три вида лопаток позволяют облавливать разные глубины: от мелководья, когда трава стоит в нескольких сантиметрах от поверхности, до 7 метров, что позволяет ставить воблер даже на троллинг! Такой большой глубине заныривания, при небольших размерах (85мм), способствует оригинальная лопатка, которую Патрик Себиль разработал в минуту своего очередного озарения. Отметим также, что Rattsler, наделенный тяжелыми шариками перераспределения массы, исключительно далеко и точно забрасывается.

Ну а Flatt Shad X-hs, который при тех же размерах, вполовину тяжелее своего собрата, прекрасно подойдет для ловли в глубине. Мы неоднократно, попадая на глубины свыше 15метров, иногда, с сожалением откладывали Flatt Shad в сторону, так как он все же слишком медленно погружался, да и спиннинг переставал его чувствовать. Теперь же можно будет ловить этим фантастически уловистым воблером и на 25-ти метровой глубине! Да и любители троллинга также будут довольны. Что троллинга! Даже в отвес, на бровках и в ямах, им успешно ловят судака и сома. А окуня и щуку «в заброс». А зимой, в лунке! Воистину, сфера применения Flatt Shad не знает границ!

Франк рассказал и о новых моделях спиннингов SAKURA. Демократичная по цене (в среднем на 40% ниже своих старших братьев) серия ROOKIE теперь обрела завершенность, пополнившись шестью (!) новыми моделями. Покрывая размеры от 1,83м. до 2,92м. и охватывая тесты от 2-7гр. до 14-100гр., практически копируя старшие модели, но выигрывая у них по цене, серия ROOKIE просто обречена на успех!

Для тех, кто много путешествует, были созданы варианты “traveller”: трехчастные спиннинговые (1,9м, тест 2-10,5гр.) и кастинговые (1,98м, тест 7-28гр.) бланки, в сложенном виде укладывающиеся в тубусы длиной 65-70см. Пока что выпущена только версия «люкс» в серии Antidote, но, зато, какие шикарные получились штучки!

Вообще, этот день прошел под знаком полного бесклевья, отличного настроения и  на удивление хорошей, пусть и холодной погоды. На обратном пути мы заглянули в рыболовный магазин, в котором Лоран водил дружбу со всеми, включая симпатичную уборщицу. Что поделаешь… Французы.

Среди персонала и посетителей, приехавший с нами Франк почитался на уровне телезвезды, к нему прислушивались, с его мнением считались. В тот вечер магазин был открыт позже обычного и сквозь стеклянную витрину было видно происходящее внутри активное движение. Лоран заговорщицки подмигнул нам и объяснил, что магазин служит еще и клубом, где частенько собираются постоянные покупатели, да и просто друзья рыболовы, для того, чтобы выпить чего покрепче и поделиться рыбацкими историями среди тех, кто в эти истории верит.

Но, видно не все, что рассказывают рыболовы - преувеличение. В стеклянных ящиках под потолком магазина, мы рассмотрели чучела огромной форели, неправдоподобно большого окуня и подивились на местный рекорд:  страшенного вида щуку, длиной 1,37метра и весом 19,4кг. Пойман гигант был двумя товарищами, в самый разгар праздника всех трудящихся, 1-го мая 1992г. Хоть понять беглую французскую речь для меня иногда сложно, но смысл происходящего в тот вечер в магазине был предельно ясен по оживленной жестикуляции: «Я поймал рыбу с во-о-от таким глазами!»

Вечер нашего приезда оказался особенным – вход был только для постоянных клиентов и особо уважаемых рассказчиков с особо мясистыми, красными носами. Это был день «Божоле Нуво»! О появлении  в столь знаменательный день русских с «во-о-от такими удочками», еще долго будут судачить местные рыболовы.

ДЕНИС Хмара.

Источник: fion.ru

Поделиться новостью: вконтакте facebook
Отзывов: 1

Чтобы оставить комментарий, войдите в систему или зарегистрируйтесь!