Вход или
Регистрация
Добавить статью

Нерест ельца


Вред этот обусловливается как многочисленностью, так и очень ранним нерестом ельцов, почему они около полутора месяца без перерыва подбирают икру других рыб. Елец мечет икру очень рано, вскоре после щуки, одновременно с язем, а местами даже раньше его. С первыми закраинами стада ельцов выходят из глубоких ям, где держались почти безвыходно всю зиму, и начинают понемногу двигаться против течения. Полая вода застает их большей частью в мелких притоках, которые входят в берега и вода которых прочищается тем ранее, чем они меньше. Стремление рыб в эти притоки, особенно рыб, рано нерестящихся, обусловливается, несомненно, главным образом относительной чистотой этих вод.

 

В больших судоходных реках ельцы икры никогда не выпускают, но в Москве-реке, например, изредка нерестятся на хрящеватых отмелях с слабым течением; в речках и озерных протоках они очень часто выпускают икру на прибрежную траву, еще залитую водой. Вообще в средней России эта рыба «трется» в конце марта или в начале апреля. Но так как летом между сеголетками замечается очень резкое отличие в росте и к осени нередко можно встретить сеголетков в 9 см и в 4,5 см длины, то надо предположить, что нерест совершается не сразу, а в два-три приема, с значительными промежутками, или что сначала мечут икру более старые, 3-4-летние особи, а двухлетки - только достигнув полных двух лет, т. е. месяцем позднее.

 

Может быть, разнокалиберность сеголетков зависит от обеих причин. Подобно другим мелким рыбам, елец нерестится двух лет, когда величина его не менее 12 см (от конца носа до конца хвоста). Нерест совершается всегда многочисленными стаями, очень шумным образом Самцов, по-видимому, вдвое менее чем самок. Икра беловатого цвета, мелкая, но не особенно многочисленная, так что значительную распространенность ельцов можно объяснить только ограниченностью лова и чрезвычайным проворством этой рыбки. Молодь выклевывается, вероятно, дней через 10; уже в первых числах мая (в средних губерниях) она появляется во множестве около берегов, сначала в тиховодье и даже в заводях, но в конце июня, достигнув длины около 4,5 см, вся эта мелюзга уходит «на воду», большей частью на перекаты.

 

В августе, чаше в конце, сеголетки держатся уже на довольно глубоких местах. Так, по крайней мере, наблюдалось мной на Москве-реке. Пища ельчиков, как и почти всех мальков, здесь состоит в конце весны и летом почти исключительно из «зелени», т. е. шелковника, и комара-толкунчика; позднее, с сентября, из его личинок, т. е. мотыля. Что же касается мелких ракообразных, то они в текущей воде для молоди рыб не имеют почти никакого значения по своей малочисленности. Это исключительно прудовой, а не речной корм, роль которого до сих пор сильно преувеличивается рыбоводами и ихтиологами. Поздней осенью, в конце октября и в начале ноября, сеголетки, при обильной пище, достигают величины 9, даже 11 см, как, напр., в 1890 г. на Москве-реке.


Елец растет очень быстро, особенно первое время, и полного возраста достигает в пять или шесть лет. Более старые экземпляры, весом свыше 200 г, составляют редкость и попадаются не во всех реках. По моим наблюдениям, годовалый елец имеет не более 11 см длины (зимой, за редкими исключениями, рыба почти совершенно не растет); двухлеток - не менее 12 и до 16 см, трехлеток - 17-20 см Четырехлетний елец - длиной не менее 24 см и может весить до 200 г. Приблизительно вес этой рыбы увеличивается ежегодно вдвое: годовик 25 г, двухлеток 50 г, трехлеток 100 г и четырехлеток 200 г.


Ельцы - рыбы стадные и общительные. Они всегда встречаются большими стаями, особенно одно- и двухгодовалые; самые крупные, однако, ведут довольно уединенный образ жизни и, по-видимому, предпочитают заводи и тинистое дно. Вполне оседлыми ельцы делаются, т. е. устанавливаются на местах, когда вода окончательно сбудет (в небольших реках) и плотины будут заперты. В небольших запруженных речках с небольшим падением ельцы держатся преимущественно близ мельничных омутов и вообще избегают самой запруды. Здесь, кстати замечу, что причина обилия рыбы в таких омутах зависит не столько от притока свежей воды, необходимого рыбе в летние жары, сколько от обилия пищи.

 

Кроме приносимой сверху течением, в виде насекомых, мелкой рыбешки, в омуте собирается масса мальков-сеголетков, привлекаемых падающими в воду отрубями и в особенности мелкими частицами муки, т. н. бусом, который, несомненно, служит этим малькам главной летней и отчасти весенней пищей. Вообще, я положительно уверен в том, что растительный корм имеет для рыбы, особенно мелкой, гораздо более важное значение, чем ему обыкновенно приписывается.

 

Мне много раз приходилось наблюдать на пристани, как многочисленные стаи мальков, начиная с шересперят и кончая уклеечками, общипывали шелковник, ту же «зелень», которой густо обрастают подводные части лодок, особенно стоявших долго без употребления. Не замечал я за этим занятием только пескарей, ершей и окуней, пресмыкающихся по дну и к поверхности не поднимающихся; но и эти рыбы в юном возрасте часто держатся в той зеленой кашеобразной «тине», которая в сущности та же самая нитчатая водоросль (Cladophora и Spyrogyra), только растущая в тихом месте и потому сбивающаяся в большие бесформенные клубья.


Поделиться новостью: вконтакте facebook
посмотреть статьи на тему: Елец
Отзывов: 1



Чтобы оставить комментарий, войдите в систему или зарегистрируйтесь!